гороскоп

Как организовать световое пространство в доме

Наше впечатление от жилища–даже не энергетическое, хотя и это тоже имеет громадное значение, а световое. Мы устроены так, что львиную долю информации получаем при помощи глаз. Мы воспринимаем окружающий мир лишь потому, что от каждого предмета этого мира отражаются световые волны. И окраска этих предметов зависит только от длины воспринимаемой нашим глазом световой волны. А световое пространство мы воспринимаем как области различной освещенности.

Как организовать световое пространство в доме

Свет для нашего организма–это сигнал для естественных биологических часов, по которым и живет человек. Рассвет (от темноты к свету)– день (максимум света)–закат (от света к темноте)… На эти‑то переходы мы и ориентируемся, и жизненная энергия распределяется по биологическим часам. Это и надо учитывать при планировании зон отдыха и работы в нашем доме.

Уровень освещенности имеет три градации: область естественного (солнечного) света, область искусственного света и та особая область, ночная, где единственным источником освещения служит иногда незначительное бра. При проектировании светового пространства дома надо отдавать себе отчет, где лучше спать, а где удобнее будет работать. От уровня естественной освещенности зависит, где выбираются зоны для активного отдыха или же для требующих обилия света занятий, а где–зоны, в которых хорошо отдыхать, подремывать, беседовать с гостями.

Понравилось ли бы вам читать книгу с мелким шрифтом в дальнем, темном углу, куда почти не доходят солнечные лучи? Или слушать классическую музыку на ярком солнце? Вот почему спальню мы стараемся устроить на северной стороне, в самой затемненной комнате, а столовая или кухня требуют живого солнечного света, их место–юг или юго‑восток. Гостиная чаще всего освещается искусственными источниками света, и ее можно располагать в любом месте, независимо от сторон света.

Это в идеале. Но многие ли из нас могут похвастаться тем, что в их квартире можно устроиться таком образом? К сожалению, далеко не всегда удается задействовать все три световые зоны. В однокомнатной квартире либо комнатушке в коммуналке трудно распорядиться зонами освещенности. Иногда там так мало пространства, что люди пытаются использовать буквально каждый сантиметр площади, строят антресоли, при малейшей возможности возводят второй этаж…

Что же делать? Даже в таких стесненных условиях всегда можно найти оптимальное решение. Чтобы вы чувствовали себя комфортно в самой маленькой и неудобной изначально квартире, постарайтесь рассортировать все предметы по зонам. Так, в область солнечного света хорошо поставить обеденный стол (если вы приходите на обед домой, а не только ужинаете поздно вечером), трюмо (поскольку лучше всего приводить себя в порядок не при электрическом свете, а при дневном, солнечном), рабочий стол (если вы заняты умственным трудом по утрам и по природе своей являетесь «жаворонком»), здесь же можно заниматься зарядкой и даже загорать.

А какое значение имеет правильное расположение кухни! Готовить пищу при солнечном свете не только удобно и приятно, но еще и полезно. Она пропитывается несущими жизнь лучами и дает нашему организму гораздо больше устойчивости, помогает нашему иммунитету.

В то же время места, где мы отдыхаем или работаем по вечерам, входят в зону искусственного освещения. Обычно люди, склонные поздно ложиться спать–«совы»,– с большим удовольствием располагают в вечерней зоне рабочий стол с ярким источником света. Здесь же хорошо поставить журнальный или картежный стол, книжные полки и шкафы. В зоне искусственного света уютно примостится и телефон–с друзьями приятно посекретничать в полумраке. Когда‑то я очень любила просто сидеть в полутьме, мы это называли «сумерничать», и неспешно беседовать о различных важных вещах, требующих размышления и сосредоточенности.

А в ночном пространстве хорошо расположить кровать. Там же можно устроить что‑то вроде уютного гнездышка с неярким бра, подвешенным рядом с подушкой, чтобы можно было почитать на сон грядущий.

К сожалению, в последнее время распространилась мода на телевизоры в спальне. Так вот, дорогие мои, психологи настоятельно советуют всем, кто испытывает хоть какие‑нибудь проблемы со сном, вынести сей предмет из священной комнаты отдыха! Давайте не будем забывать, что телевизор–это, извините за банальное определение, окно в мир. Разве вам хочется, чтобы мир подглядывал за вами, когда вы спите?! Но о телевизорах речь еще впереди.

Пример использования маленького пространства

В детстве мне очень нравилось приходить в гости к подруге Тате. И больше всего меня привлекала спальня Татиной мамы. В большой комнате трудно было выделить уютный ночной уголок, тогда Ирина Николаевна выгородила кусок комнаты, отделила его картонной стеной от окна, и у нее появился удивительный ночной домик, который мы использовали для игры в прятки. Там было совсем немного места, его хватало лишь на диван без спинки и пуфик, на котором хозяйка складывала на ночь свою одежду. Но, Господи, как же там было уютно! Мне так хотелось жить в таком же уголке! И я, засыпая дома, мечтала: когда вырасту, обязательно отгорожу часть комнаты и буду спать в совершенной темноте.

Может, привлекала меня даже не сама темнота, а некая отгороженность от мира, когда можно забраться в свою скорлупку, отключиться от всех дел, и углубиться в разговор с самою собой. Не случайно маленькие дети подсознательно любят строить маленькие домики, куда можно забраться и сидеть, поджав ноги. Именно в ограниченном световом пространстве мы чувствуем себя наиболее защищенно (это не касается, разумеется, тех людей, которые испытывают страх перед тесным замкнутым пространством). А когда, как не во сне, нуждаемся мы в такой защите! Еще один нехитрый прием: кровать в спальне должна располагаться таким образом, чтобы, лежа на ней, вы свободно видели дверь. Это легко объяснимо: дверь–это символ открытости пространства, это потенциальная опасность, потому что через дверь может войти враг… Японские специалисты шунг‑соя (это целая наука, объясняющая правила расстановки мебели в доме) считают: такая композиция спальни обеспечивает равномерную циркуляцию энергии Ци в комнате, что способствует не только крепкому сну, но и общему оздоровлению организма.

Ориентация мебели в доме

Впрочем, вся мебель в доме ориентируется по источнику дневного света и расположению окон и дверей. Почему? А замечали ли вы когда‑нибудь, как реагируете, если случайно вас посадили спиной к открывающимся и закрывающимся дверям? Если никогда об этом не думали, проведите небольшой эксперимент. Поставьте стул ровно против двери и сядьте к ней спиной. Через небольшое время у вас возникнет ощущение, что что‑то вам мешает и все время хочется оглянуться. Некоторые легковнушаемые люди уверяют, что на них кто‑то смотрит. Хотя никого, конечно, в дверном проеме нет. Эту особенность нашей психики–атавистическое отношение к открытым проемам–следует учитывать при планировании помещений. Считается, что досталось нам такое чувство от предков, которые очень ревностно относились к входу в пещеру, который охраняли и стерегли от врагов. Поэтому когда племя занималось какими‑то делами в своей пещере, оно не выпускало лаза из поля зрения, поскольку опасность всегда приходила оттуда и к ней надо было быть готовым.

Давно мы живем в домах, на которые не совершают набегов варварские племена и пещерные медведи, но интуитивно мы продолжаем охранять дверь. И не напрасно. Потому что часто темные силы входят в наш внутренний мир тоже через дверь. Неважно, где эта дверь расположена–в комнате или в тонком мире.

А вот окно вызывает у нас хорошее чувство. Это прежде всего ощущение простора, выход в большой мир, на свободу. И потому лучше всего устраиваться за столом так, чтобы видеть окно, а дверь желательно либо отгородить от рабочего места, либо сидеть к ней боком. Только помнить следует еще одно: свет должен падать слева. Это тоже дошедшее до нас из глубины веков пожелание.

Средневековые алхимики говорили, что место света по левую нашу руку, потому что слева расположено наше сердце и незримое наше око, озирающее тайный мир. Медики утверждают, что свет, падающий слева, меньше утомляет наше зрение и дает больше возможности сосредоточиться. Вот почему школьников учат с первого класса, как правильно сидеть и с какой стороны должен падать свет–безразлично, электрический или солнечный.

Но есть еще одно требование к свету. Он никогда не должен быть ярок. Свет нельзя направлять прямо в глаза. И лучше всего, если свет в комнате рассеянный. Тогда он не причиняет вреда глазам и не утомляет нашего зрения.

Окно–тоже свет, раскрывающийся перед нашими глазами. Но если окно выходит на глухую стену (а в Петербурге окон, выходящих во дворы‑колодцы, не счесть), то лучше каким‑то образом пространство перепланировать, чтобы не травмировать ежедневно зрения. Тем более что сей совет имеет и психологическую подоплеку. Каждый раз, встречаясь глазами не с синим небом или зеленым садом, а с морщинистым камнем, с другими окнами напротив, мы лишаемся стимула к жизни. Вдруг начинает казаться, что ничего хорошего в этом мире за окном не существует. И приходят в голову такие мрачные мысли только потому, что окно не дает нашему глазу световой информации, изменяет собственному назначению–охватывать простор, выводить на солнце. Вот почему, кстати, так часто предпочитают самоубийцы для своих действий глухие комнаты, безрадостные окна: тогда в последнюю минуту не придет в голову мысль, что, может, рано сводить с жизнью счеты и можно попробовать что‑то в ней изменить, научиться переживать трудности.

Так что окно, за которым не видно неба или иного приятного глазу вида, лучше скрыть воздушными драпировками. Иногда приятно бывает в таком окне расположить витраж–яркие цветные пятна, создавая иллюзию цветового пространства, выглядят намного пристойнее серых стен.

Спальные места лучше располагать так, чтобы окно было в поле зрения лежащего. Если окно оказывается за спиной, то мы тоже чувствуем дискомфорт, который усиливается в ночное время, когда на тропу войны выходят различные темные силы. Наиболее сильное чувство защищенности обеспечивают стены, которые так и хочется назвать родными. Хорошо, если стена находится позади вас, когда вы заняты каким‑то делом. Тогда вас посещает ощущение необычайного уюта, и ваша работа спорится, и душа ваша спокойна.

Световое пространство вблизи окна надо устраивать особым образом–наподобие раковины, то есть наиболее высокие предметы: шкафчики, стеллажи– располагаются по краям, постепенно высота вещей уменьшается, и самое низкое место находится в центре–столик или же диванчик. В таких раковинах создается особая энергетическая зона, наиболее усиленная в центре. Именно в центре возникает у нас ощущение полной защищенности. Это тоже своего рода атавизм, поскольку такая вогнутая форма интерьера напоминает нашему сознанию утробный период развития–время, когда мы не задумывались о собственных действиях и были прочно упрятаны от всех тягот и невзгод окружающего мира.

Когда мне было лет десять, я никак не могла понять, почему в нашей городской комнате чувствую себя не слишком уютно, и только повзрослев, нашла ответ. Да потому, что пространство у окна было организовано совершенно по‑глупому. У самого окна стояла этажерка с книгами, затем стол, на котором размещались разного размера горшки– бабушки мои любили цветочки, а вслед за столом выпирала жесткая пружинная кровать. На ней‑то я и спала. И как мне трудно было засыпать! Окно и кровать располагались параллельно друг к другу. Именно таким образом их ставить‑то было и нельзя! Продолжалась эта пытка окном, столом и кроватью недолго–может, полгода. Потом купили дополнение к нашему старенькому гарнитуру, и кровать вписалась впритык к стенке, а следовательно, свет из окна стал падать мне на лицо. И сразу появилось чувство уверенности. Так что много для нас значат вроде бы маленькие детали. Иногда они закладывают в наше сознание даже программу действий на много лет вперед. Если не на всю жизнь.