гороскоп

Как расшифровать визуальные сигналы

Если пристальный взгляд - это столь важная часть социального общения, то что происходит, когда мы не можем видеть друг друга при разговоре? Без дополнительных - и часто более точных - визуальных сигналов при помощи глаз, являются ли наши сообщения неясными или неполными? Достаточно ли нам только словесной информации?

Насколько важен визуальный контакт

Многие экспериментаторы сравнивали ответы людей при общении лицом к лицу, при общении по видеофону и по телефону. Они выяснили, что, хотя людям и нужны визуальные сигналы, и они предпочитают видеть лица друг друга при разговоре, отсутствие пристального взгляда - не столь серьезный барьер, как можно было бы себе представить. Причина заключается в том, что за несколько поколений, разговаривая по телефону, мы заменили пунктуацию глаз системой слышимых сигналов - звуков обратной связи, которые мы производим, пока другой человек говорит - они выражают согласие («мм-хмм» или «угу»), несогласие («ну-ну»), сомнение («хммм...») или просто тот факт, что мы все еще слушаем («ммм»).

Иногда отсутствие визуальных сигналов является преимуществом. Исследования показали, что проще изменить чье-то мнение по телефону, чем при общении лицом к лицу - особенно, когда обсуждаемое мнение не является личным, а основано на официальной (например, корпоративной) политике или данных. Без постороннего отвлечения на сигналы взгляда, мимики люди, ведущие переговоры, способны более полно сконцентрироваться на трудных фактах их спора и предоставить более сильное решение.

В большинстве социальных ситуаций, однако, личное общение гораздо более эффективно, и два человека, встречающиеся впервые, вероятно, понравятся друг другу больше, если они представятся, используя преимущества взгляда и передающих дружественный настрой сигналов, чем если они сначала поговорят по телефону. Когда в наших домах в повседневный обиход войдет видеофон, мы сможем ожидать более приятного и полезного общения (хотя тем самым может уменьшиться потребность в личных встречах с нашими друзьями). На нашем рабочем месте это изобретение увеличит количество личных достижений, получаемых от делового общения, но уменьшит нашу эффективность, поскольку, как уже было сказано, нас проще переубедить, когда мы можем читать сигналы глаз собеседника. Коммуникации по вопросам бизнеса станут более личными, более длительными и, неизбежно, менее деловыми.

За солнечными очками

Более простой, чем телефон, барьер для языка глаз - это темные солнечные очки, которые делают невозможным чтение едва уловимых сообщений и диалоговых сигналов в глазах нашего партнера. Знаменитости Голливуда, известные тем, что почти всегда носят темные очки, знают, что большинство нежелательных бесед с незнакомцами начинается с простого контакта глаз. Скрывая свои глаза за этими односторонними стеклами, они избегают такого контакта без риска оскорбить своих поклонников (которые иначе видели бы, что они быстро отводят глаза) или причинить вред своей собственной репутации. Люди часто носят солнечные очки, когда хотят отойти от общепринятых правил визуального контакта. Они могут пристально смотреть, отводить взгляд или встречать взгляды других людей, не обнаруживая себя и не имея никаких обязательств, пребывая среди нас в виртуальной анонимности. Ирония, тем не менее, заключается в том, что большинство из нас испытывает при встрече с человеком в темных очках неприятное чувство, как будто глаза за темными стеклами, направленными в нашу сторону, непрерывно на нас смотрят, и мы соответственно отводим свой взгляд.

Большинство из нас очень не любит разговаривать с человеком в темных очках. Когда мы не можем читать реакции другого человека и направленные нам сигналы, беседа становится неуклюжей. Особенно раздражают темные очки с зеркальными стеклами, которые представляют не безличную темную поверхность, а отражение наших собственных глаз. Эти зеркала совершенно нарушают обмен, и мы получаем сбивающее с толку впечатление, будто мы сами являемся и говорящим, и слушающим.

Также очень сильные очки могут мешать спокойной отправке и получению сообщений глаз при разговоре, так как они искажают общий облик глаз. Некоторые люди решают эту проблему, заменяя обычные стеклянные очки контактными линзами, которые исправляют зрение, не создавая каких-либо барьеров для чтения по глазам другого человека. Эта «косметическая» причина - позволить глазам говорить на своем языке более ясно и четко - фактически является наиболее распространенной причиной перехода от стеклянных очков к контактным линзам.

Взгляды большой аудитории

Как мы реагируем, когда барьер - это не спрятанные глаза, а слишком большое их количество? Если мы читаем лекцию или выступаем перед большой аудиторией и смотрим вниз с кафедры в море нацеленных на нас глаз, мы чувствуем угрозу или стеснение и инстинктивно не смотрим ни в одни из них; мы слишком долго смотрим на свои записи, бросаем взгляд в пространство или упираемся взглядом в заднюю стену аудитории. Опытные ораторы знают, что они могут сделать свое выступление более эффективным, моделируя поведение взгляда «один на один» настолько, насколько это возможно. Время от времени они заставляют себя смотреть прямо на отдельных людей в аудитории - техника, которая позволяет каждому слушателю подсознательно полагать, что он - единственный. Без этого смоделированного визуального контакта «один на один» слушатели чувствуют себя игнорируемыми, как будто их присутствие в аудитории безразлично говорящему. Соответственно, они могут сознательно сопротивляться говорящему, им надоедает слушать, или они вообще просто перестают слушать.

С другой стороны, что, если «аудитория» - это не море глаз, а только один визуальный сигнал - телевизионная камера? Телевизионные дикторы читают свой текст с устройства, расположенного над камерой и называемого телесуфлер, на котором медленно движется текст. Для диктора было бы, конечно, намного проще непрерывно смотреть в камеру, читая свои строки. Но он знает, что его устойчивый взгляд будет беспокоить зрителей, которые вскоре начнут больше внимания обращать на взгляд, чем на сами новости. Поэтому диктор позволяет себе смещать взгляд так, как он делал бы это в беседе с глазу на глаз, например на пачку бумаг, к которой он может время от времени «обращаться». Понаблюдайте за неопытными дикторами, которые слишком часто или слишком долго смотрят в камеру так, как будто они способны запомнить огромные куски текста без того, чтобы посмотреть в свои бумаги. Их подача новостей неестественна и неэффективна, потому что у них еще нет большого опыта по части моделирования естественного взгляда при разговоре настолько хорошо, насколько требуется. Старые опытные дикторы и любой человек, который должен выглядеть так, будто он обращается к телевизионной аудитории в манере импровизации, относятся к камере, как к другому человеку, и их речь имеет такое воздействие на нас, что мы верим каждому их слову.

Как общаются слепые люди

Мы рассмотрели барьеры для чтения сигналов глаз и барьеры для отправки таких сигналов. Самый тяжелый барьер объединяет оба эти случая - это слепота. Слепой человек должен общаться с людьми, не имея возможности читать сигналы в глазах партнера. Он должен извлечь максимум смысла из того, что слышит, и для этого он может двигать головой, чтобы позволить своей особенно хорошо развитой настройке на смысл уловить тонкости выбора слова, интонации и модуляции голоса. Это, в действительности, те же самые особенности речи, на которые мы полагаемся, чтобы полностью понять говорящего по телефону.

При общении лицом к лицу, однако, слепой человек испытывает дополнительные неудобства. Недавно Ирвинг Гоффман в своей книге «Клеймо» написал: «... невозможность для слепого человека направить свое лицо на взгляд собеседника является именно тем, что постоянно нарушает этикет общения и постоянно разрушает механику обратной связи при взаимодействии в разговоре». Зная, что его глаза могут посылать вводящие в заблуждение или тревожащие сигналы, слепой человек может начать носить темные очки, считая, что будет лучше, если его невидящие глаза вообще будут скрыты.