гороскоп

Человеческое лицо и характер | Физиогномика

Традиция или предания оккультизма восходят к самой далекой древности. Эти тайные знания, которые раньше хранились египетскими жрецами и индийскими браминами, частью передавались устно посвященным, частью были высказанны в письменных сочинениях. Известна легенда о том, что Александр Македонский видел гробницу Гермеса Трисмегиста и нашел в ней изумрудную доску, на которой был начертан текст, дошедший до наших дней под названием «Изумрудной скрижали», излагающей учение о соответствиях, всеобщих таинственных связях, существующих во Вселенной, связях между планетами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела. Физиогномика является одной из оккультных дисциплин и устанавливает связь между чертами человеческого лица и особенностями характера человека. Можно по-разному относиться к оккультным знаниям, но физиогномика, по словам Г. В. Ф. Гегеля, «должна бы отличаться от других сомнительных искусств и шарлатанских учений тем, что она рассматривает определенную индивидуальность в необходимой противоположности чего-то внутреннего и внешнего, характера как сущей формы, и связывает эти моменты друг с другом так, как они соотнесены своим понятием и должны поэтому составлять содержание некоторого закона.» (Гегель «Феноменология духа») Однако, мы не вправе судить о человеке, его нравственности исходя из данных его внешности, которая намекает на предрасположенность, но не свидетельствует о сущности. Лишь неправильно мыслимое понятие «судьбы» может породить такие поверхностные утверждения, но человек — существо, которому дарована свобода гораздо большая, чем это кажется обыденному сознанию, свобода в отношении своей судьбы в том числе. Тенденции, на которые обращает внимание оккультизм, ни в коей мере не представляются неотвратимыми или необходимыми, будь они негативны, нейтральны или желаемы. Для их реализации, помимо деятельности индивида, требуются и условия осуществления. Поэтому особой осторожности требуют утверждения, относящиеся к формам, например, к форме черепа. Наличие некоей шишки или впадины (можно выбирать между шишками и впадинами) не дает права предполагать в человеке вора или убийцу. «Шишке столь же безразлично, имеется ли по соседству с ней убийца, как убийце безразлично, имеется ли поблизости плоское место.» (Гегель. «Феноменология духа») И если жизненный опыт вступает в противоречие с прогнозами этой оккультной доктрины, то следует помнить о свободе, о том, что человек, прежде всего есть то, чем он себя сделал, а так же, что дух тем велик, чем больше та противоположность, из которой он возвращается в себя.

Более интересны исследования, относящиеся к следам, которые оставляет жизнь на человеческих лицах. Следы эти иногда бывают настолько выразительны, что их даже называют «печатями»: печали, алчности, скорби, порока и т. п. Всё зависит от страстей, которые владеют человеком, переживаний, которые он испытывает и мыслей, которые приходят ему в голову.