гороскоп

Народный праздник 1 марта

Странное, казалось бы, название дано в народном календаре первому дню весны. Хотя то, что покровительницей его является святая праведница Мариамна, наверняка понятно каждому, ну а Маремьяна Кикимора, не беспокойтесь, никакого отношения к ней не имеет. Просто, согласно бытующему в народе мнению, она в этот день просыпалась, справляя на радостях свои Кикиморовы именины, чем страшно досаждала хозяевам дома, в котором проживала без всякого на то согласия домочадцев. Впрочем, если уж очень холодным и неприветливым оказывался первый весенний день, Кикимора позволяла себе подремать еще недельку-другую. На это время мы ее и оставим, поговорив о главных и куда как более приятных героях славянской мифологии.

Приметы на народный праздник 1 марта

Народный праздник 1 марта. В средней полосе России, а тем более в Сибири и на Дальнем Востоке первый мартовский день, казалось бы, не должен отличаться от последнего февральского. Но ведь недаром о нем говорят: «Вздел Ярило зиму на вилы». И хочется верить, что в это время солнце действительно светит особенно ярко и празднично, будто радуется встрече обаятельного славянского бога удали и страсти Ярилы с сестрицей своей, богиней весны Живой.

Кратким было их первое свидание. Перекинувшись несколькими словами, отправлялись сестра с братом в свои небесные чертоги отдохнуть от дальней дороги и сил набраться.

Жива возвращалась, когда зеленели поля и пашни, расцветали луга и сады, когда птицы - верные ее спутницы- приветствовали каждое утро нового дня веселым ликующим пением. Именно в это время можно было и саму Живу встретить и молоденьких ее подружек Живиц. Легкими облаками реяли они над землей, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она под ними еще краше и наряднее становилась.

Была у Живы и старшая сестрица- Кострома. Славяне считали ее богиней плодородия и называли «матерью колосьев». Век Костромы был недолог - от начала посевных работ и до того времени, когда рожь начнет колоситься.

Провожали Кострому всем миром, выпекая ритуальный каравай и сжигая соломенное чучело, с обрядовым оплакиванием и искусно разыгранной скорбью. После чего устраивали веселый праздник с песнями, хороводами и далеко не всегда пристойными, на наш просвещенный взгляд, игрищами. Этот ритуал, по мнению далеких наших предков, должен был обеспечить земле вечное процветание и плодородие.

Подобное праздничное действо очень напоминало Масленичные гуляния. Только на Масленицу зиму провожали, а Костроме зима лишь присниться могла, она ведь с теплом на землю приходила. А кроме того, у Костромы помощник был, звали которого ласково и чуть снисходительно-Костробунькой. Да он и не обижался, потому что, согласно поверью, хоть невысок и нескладен был, зато расторопен и участлив. А что касаемо игр и забав, то тут Костробуньке равных не находилось. Всех, бывало, перепляшет и перепоет озорной славянский радетель пахотных полей.

Но весенние разгульные праздники впереди. А пока на продрогшей земле плотно, будто на веки вечные, залег снег, иногда лишь сердито крякая и нервно поводя плечами, обожженными Яриловыми лучами.


РЕКОМЕНДУЕМ