гороскоп

Народный праздник 18 февраля

Святая мученица Агафья считалась в народе покровительницей домашнего скота, помогая хозяйкам беречь и холить главных кормилиц деревенской семьи - коров. Ведь летом и осенью в тепле да при обильных кормах российские Буренки в особенной защите не нуждались. Но в конце зимы, когда не только сено, а даже солому приходилось экономить, вопрос о помощи изрядно исхудавшим и обессилевшим коровам вставал достаточно остро. Нередко в это время от истощения и заразных болезней вымирали целые крестьянские стада, а суеверные предки наши связывали такой катастрофический падеж с появлением в деревнях «Коровьей смерти».

Приметы на народный праздник 18 февраля

Говорят, это злобное существо появлялось на земле в облике мерзкой старухи аккурат на Агафью Коровницу. И чтобы отогнать от скота «Коровью смерть», хозяйки в этот день, помолясь святой мученице, убирали хлев с помощью лаптей, измазанных дегтем, окуривали его чертополохом, выставляя в дверях осиновые деревца, вырванные с корнем.

Частенько в ночь на Агафью особенно усердные бабы совершали обряд опахивания деревни. Для чего впрягали в соху с хомутом, но без шлеи одну из местных вдов, идя рядом босиком, в одних рубахах, выкрикивая заклинания и что есть силы колотя в сковороды и печные заслонки.

Мужикам в это время строго-настрого запрещалось покидать дома, собак, даже самых послушных, на привязи держали, а скотину надежно запирали в хлеву. Ведь попадись навстречу шумному бабьему шествию животное или человек - забивали участницы обряда бедолагу до смерти, полагая, что это сама Коровья смерть, сменив обличье, им под руки попалась. Что и говорить - жестокий обычай, но ведь и ставка высока: «Русский крестьянин скотиной жив, а коль корова во дворе, то и харч на столе».