гороскоп

Народный праздник 15 февраля

Сретение, что в переводе на русский язык означает «встреча», православная церковь отмечает на 40-й день после Рождества Христова. Когда, согласно Ветхозаветному обычаю (закону Моисееву), Мария принесла сына-первенца в Иерусалимский храм, «чтобы представить его перед Богом и исполнить обряд очищения».

Сретение

В те времена в Иерусалиме при храме жил старец Симеон, ученый-книжник, переводивший священное писание на греческий язык. Однажды, читая Книгу Пророчеств Исаии, он усомнился в правильности написания следующей строки: «Сам Господь даст вам знамение, и Дева примет и родит Сына Его». Симеон решил, что в текст вкралась досадная ошибка, и хотел уже исправить слово «Дева» на слово «жена». Но тут, согласно преданию, явившийся перед благочестивым старцем ангел «отвел его руку», произнеся удивительное пророчество: «Имей веру в написанные слова и сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

Прожив на земле триста шестьдесят лет, Симеон смог убедиться в правдивости всего сказанного ему когда-то, встретившись в храме с Богоматерью, зачавшей и родившей сына «в чистоте и непорочности». Взяв на руки чудесного младенца, старец, ликуя и радуясь, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов...». А пророчица Анна, «подойдя, славила Господа и говорила о младенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Приметы на народный праздник 15 февраля

Итак, согласно церковным канонам, Сретение - это встреча последних праведников Ветхого Завета - Симеона и Анны - с носителем Нового Завета Иисусом Христом, «в лице которого встретились божество и человечество». А в народном сознании этот большой православный праздник воспринимался еще и как встреча зимы с весной. «В Сретение весна с зимой встретилась»,- говорили наши предки, не без основания подчеркивая: «Покров не лето, Сретение - не зима».

Но в середине февраля погожие деньки лишь чередовались с метелями и морозами. Хотя, если на Сретение оттепель свое брала, весну ждали раннюю и солнечную. Сретенская капель предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о раннем севе овса, а ветер плодородие фруктовых деревьев гарантировал.

По погоде этого дня и об урожае трав судили, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если заметет ее снегом, значит корма скоту до первого выгона может не хватить, а травы весной будут дороги. А еще на Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись хорошо.

Рассказывая об обычаях и приметах большого христианского праздника Сретения Господня, было бы несправедливо не упомянуть и о том, что по времени он совпадал с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы.

Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры. А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», или громничной свечи. Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного праздника: Николы зимнего, Варвары, Флора и Лавра и т.п. На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая общественную свечу и служа молебен для всей деревни.

Ежегодно сретенскую, или гром-ничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском, и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечки, хранившиеся за божницей.

Веря в чудодейственную силу громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала пахоты, сева и уборки. Считалось, что они способны сохранить в неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь от дурного глаза урожай. А зажженную громницу давали в руки покойнику, искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по мукам».


РЕКОМЕНДУЕМ