solvena
гороскоп

Народный праздник 14 октября

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы- один из самых почитаемых на святой Руси. И, подобно многим другим христианским торжествам, он был установлен в честь события многовековой давности, произошедшего в Византии.

Покров

В воскресный день 14 октября 910 г. в Константинополе в церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса, во время всенощного .бдения, когда храм был переполнен молящимися, одному из них привиделась идущая по воздуху в сопровождении ангелов Царица Небесная. Рядом с ней шествовали святые, а среди них Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Преклонив колена, Богоматерь начала молиться за христиан, а потом, сняв с головы покров, распростерла его над находящимися в храме людьми, как бы укрывая или защищая их от «врагов видимых и невидимых».

А надо сказать, как раз в это время шла кровопролитная война между греками и сарацинами, которые осадили Константинополь и уже готовы были праздновать победу. Явление Богоматери было воспринято молящимися как счастливое знамение. И действительно, вскоре грекам удалось наконец снять осаду Константинополя, разбить войска сарацинов и изгнать врагов за пределы своего государства.

На Руси это событие издавна связывали с идеей всеобщего заступничества Царицы Небесной перед Спасителем. Поэтому слово «покров» трактовали и как покрывало, и как покровительство, приписывая многочисленные победы русского воинства именно покровительству, исходящему от образов Богоматери.

Первые храмы, возведенные на русской земле в память о чудесном явлении Царицы Небесной перед народом, появились уже в XII веке. А самым известным из них до сих пор считается непревзойденный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Его заботам обязаны мы и установлению на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Приметы на народный праздник 14 октября

Да и в народном календаре Покров- дата знаменательная. Не раз удивлял в этот день людей октябрь-грязник обилием выпавшего снега и крепким морозцем. Бывало, еще накануне праздника серым киселем расползались дороги, перепаханные под зиму поля напоминали болота, а ночью вдруг начинал валить с небес решительный снежок, к утру на целый вершок покрывая чистым белым пологом уставшую от сырости землю. Недаром до сих пор живут в народе пословицы и поговорки: «Покров землю кроет то листком, то снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда - зима», «Вот тебе и Покров, коли белые мухи на нос садятся».

По тому, какая случалась в этот день погода, судили о предстоящей зиме: «Если на Покров ветер дует с севера или востока - зима будет студеная, если с юга - теплая, с запада- снежная», «Коли на Покров ветры с ветрами путаются, то и зиму надо ждать непостоянную», «Гол Покров (то есть бесснежен), Дмитрий (8 ноября) тоже голым простоит», «Текло и замерзло, с крыш сосульки свисают - осень протянется долго, а если крупа падет (выпадет снег) - жди на неделю мороз».

Впрочем, иногда выдавалась на Покров теплая погода, да и потом «провертывали теплые деньки, но реденько». Поэтому к празднику избы старались утеплить, конопатя двери и окна, «приваливая» и без того, казалось бы, надежные завалинки. Для этого стаскивали с конопляников сутолоку (спутанную солому), наваливали ее плотно вдоль стен, захватывая порой и часть окон, а сверху слегами или досками укрепляли. Нехитрая эта затея помогала, не расходуя лишних дров, тепло в избах удерживать. Хотя находились среди деревенских старожилов люди, не обременявшие себя подобными хлопотами, а искренне считающие, что если на Покров протопить печь яблоней, то всю зиму в тепле проведешь, ни о чем не заботясь.

Проверить столь смелое заключение можно было только зимой, а пока по осенним законам проходила деревенская жизнь. На Покров, например, полагалось скотину «закармливать», чтобы она зимой от бескормицы не страдала. Поэтому в этот день, с утра пораньше, выносили во двор «пожинальник» - особый, специально заготовленный ильинский сноп овса - и торжественно скармливали его Буренкам, Зорькам и Ночкам, благодарно мычащим в ответ на столь лестное для них обхождение.

Покровом завершался сельскохозяйственный год, и, «подводя итоги урожаю», в некоторый российских губерниях разворачивались широкие, шумные ярмарки. У деревенских мужиков после уборки хлеба работы оставалось мало, поэтому они охотно шли в отходники, устанавливая сроки найма от Покрова до Евдокии, Егория или Крещения.

О многих еще обрядах и обычаях, совершаемых на Покров, можно било рассказать, но главным событием этого праздничного дня оставались все-таки свадьбы. Готовились к ним всем миром, ждали с нетерпением, ведь октябрь хоть и был месяцем ненастья, зато сулил семейное счастье. А если игралась свадьба на Покров, да к тому же выпадал в этот день снег, считалось, что крепким и благополучным будет союз, заключенный в этот день между двумя любящими сердцами.

Но не всем улыбалось счастье, поэтому девушки, не сумевшие на Покров сыграть своей свадьбы, торопились в церковь, чтобы первыми успеть поставить праздничную свечу, гарантирующую, если верить слухам, скорое замужество. Только вслушайтесь, сколько надежды и горячего желания заключали в себе слова их бесхитростной молитвы: «Батюшка Покров, покрой землю седу и меня молоду, покрой воду ледком, а меня - платком». Конечно, не о получении обновки пеклись красавицы, просто платок в те времена был своеобразным символом замужества. А кто в молодые годы не стремился к самостоятельной «взрослой» жизни, стараясь побыстрее освободиться из-под опеки родителей.

По тому, как горела свеча, можно было о своей дальнейшей судьбе загадывать. Ровное, невысокое пламя сулило жизнь тихую, безмятежную, без особенных осложнений, но и без неожиданных радостей. Пламя яркое, слегка мигающее говорило о доле переменчивой, в которой и счастью и волнениям было место. Если свеча горела очень ярко, да к тому же громко потрескивала, ее обладательнице предстояла жизнь веселая, бурная, полная чудесных приключений и необыкновенных событий.

Пока одни лишь мечтали о супружестве, другие, захмелев от морозного, снежного Покровского утра, мчались в свадебных поездах навстречу своей счастливой судьбе.

Говорят, кто первым из молодоженов вставал во время венчания на обрядовый коврик, тот в семье и верховодил. После венчания следовало другой дорогой домой возвращаться, а молодым строго-настрого запрещалось в главные ворота проходить. Они либо в заднюю калиточку протискивались, либо через забор во двор перелезали. Старшая в семье жениха или невесты женщина перед приходом из церкви молодой четы прятала под порогом незапертые замки, и, как только молодые заходили в дом, замки запирала, а ключ в колодец выбрасывала, чтобы брак нерушимым был и муж с женой никогда не расстались, а жили долго и счастливо.