гороскоп

Числа в йоге

Говоря о числовой символике, связанной с человеческим телом и его тонкой анатомией, нельзя пройти мимо высшего центра - тысячелепесткового лотоса. Х.Э. Керлот утверждает, что "тысячелепестковый" лотос символизирует последнее очарование; в его центре обычно изображается треугольник, а в треугольнике - "великая пустота" - символ бесформенности. Интересную трактовку символа тысячелепесткового лотоса и лотоса вообще дает Генон, глубоко и тщательно проанализировавший данный вопрос:

Тысяча лепестков лотоса

"Потенциальные возможности бытия реализуются посредством активности, которая всегда является внутренней (аналогично понятию "роста" у отца Грэтри), поскольку она осуществляется в каждом случае из центра; кроме того, с метафизической точки зрения невозможно внешней активностью охватить бытие в целом. Для такой деятельности единственно возможным является относительный и частичный охват... Эта реализация потенциальных возможностей изображается в различных символических формах как распускание цветка на поверхности "вод"; в целом, в восточных традициях - это лотос, и роза или лилия - на Западе. Существует отдаленное родство между этими цветами и окружностью как символом видимого мира, а также космическим Колесом. Способы и формы изображения этого символа весьма разнообразны, но он всегда связан с символикой чисел, т.е. его значение зависит от количества лепестков".

Тысяча лепестков в высшем центре человека - сахасраре символизирует безграничные возможности, дремлющие в данном месте и актуализируемые и умножаемые при подъеме Кундалини, которая достигая области темени и соединяясь со своим мистическим супругом Шивой блистает, согласно тантрическим текстам, "подобно вспышкам миллионов молний".

Блаватская излагает весьма важную схему соотношения человеческого организма, тела и его различных частей с числовой символикой, используя при этом семеричную и десятеричную систему. Вот каким предстает человеческий эмбрион с точки зрения сокровенных учений:

"Как Брама, в экзотерических преданиях, окружен семью слоями внутри и семью снаружи Мирового Яйца, так же окружен и эмбрион (первый или седьмой слой - это зависит от того, откуда мы начнем считать). Таким образом, точно так же, как Эзотеризм в своей Космогонии насчитывает семь внутренних и семь внешних слоев, так и Физиология регистрирует содержание чрева, как семь числом, хотя она ничего не знает о том, что это есть копия того, что происходит во Вселенском Чреве. Эти содержания следующие:

1. Эмбрион.

2. Амниотическая Жидкость, непосредственно окружающая Эмбрион.

3. Амнион, плева, происходящая из Утробного Плода которая содержит жидкость.

4. Пупочный Пузырек, который служит для передачи питания Эмбриону первоначально и в дальнейшем.

5. Аллонтоис, выступ из Эмбриона в виде закрытой сумки, который простирается между 3 и 7, и посреди 6, и который, приспособившись к Плаценте, служит для проводки питания Эмбриону.

6. Промежуточное пространство между 3 и 7 (Амнионом и Хорионом), заполненное белковой жидкостью.

7. Хорион, или внешний слой".

Эзотерический буддизм содержит в себе легенду о том, как Боддхисаттва Падмалини, принявший решение спасти человечество от бед и несчастий, сокрытых в самом факте перерождения, поклялся, что в случае неудачи он хотел бы, чтобы его голова раскололась на бесчисленное количество кусочков. В конце неудачной Кальпы, после того как человечество отвергло его помощь, голова Боддхисаттвы действительно раскололась и Божество, проникнутое состраданием, соединило эти осколки в десять голов, из которых три белого цвета, а семь - самых разнообразных цветов. Так человек сделался совершенным числом или разноцветной десяткой.

Само творение человека было произведено с помощью высочайшей божественной силы или вибрации - сокровенного слова Ом, также имеющего числовое выражение. Блаватская пишет на этот счёт:

"В аллегории Падмалани, Драгоценности ( или Духовное Это) в Лотосе, или символе андрогенного человека, выделятся числа 3, 4, 7, 10. как синтезирующие Единицу, Человека... Именно на совершенном знании и постижении значения и могущества этих чисел в их различных и многообразных комбинациях и в их взаимосоответствиях со звуками или словами, и цветами или скоростью движения (представленной в физической науке вибрациями), зависит продвижение изучающего Оккультизм. Поэтому мы должны начать с первого, первоначального слова ОМ или АУМ. Ом - это "маскировка". Фраза "Ом Мани Падме Хум" не есть шестисложная, а семисложная фраза, так как первый слог при правильном его произношении

- двойной и тройной в своей сущности, А-УМ. Он представляет собой навсегда сокрытую первичную триединую дифференциацию не от, но в

ЕДИНОМ Абсолюте, и поэтому символизируется числом 4, или Тетрактисом, в метафизическом мире. Это - луч-Единица, или Атман.

Это Атман, высочайший Дух в человеке, которого в соединении с Буддхи и Манасом называют верхней Триадой и Троицей. Эта Триада вместе со своими четырьмя низшими человеческими принципами, кроме того, окутана аурической атмосферой, подобно желтку яйца (будущему эмбриону), окутанному белком и скорлупой. Для восприятий высших Существ с других сфер, это превращает каждую индивидуальность в овальную сферу с большим или меньшим сиянием".

Числа в йоге

Блаватская дает схему, эзотерической физиогномики, по которой возможно увидеть соотношения между различными частями человеческого тела и числами. Так Правый Глаз человека соответствует Буддхическому Принципу и выражен числом 1, Левый Глаз - это Манас, представленный числом 2, Правое Ухо - это Низший Манас (число 3), Левое Ухо - это Кама Рупа (число 4), Правая Ноздря - это Жизненный Принцип (число 5), Левая Ноздря - это Жизненный Носитель (число 6), Рот - это Орган Творящего Логоса (число 7), Правая, Левая Скулы и Подбородок - это так называемая Низшая Триада в человеке (числа 8, 9, 10).

Интересно, что человеческое тело содержит в себе числовую символику, соответствующую не только его отдельным частям или структурам, но и их соотношениям и пространственным конфигурациям. Эта символика в своем первоначальном значении принадлежит всей живой природе, из которой развивалось человеческое тело. Подобное свойство хорошо показано в исследованиях Н.Н.Якимовой, посвящённых выявлению сущности "золотого соотношения" или "золотого сечения", согласно которому части не только взаимопропорциональны, но и подобны целому. Она пишет:

"И.Кеплер был первым, кто заметил присутствие "золотой пропорции" в архитектонике ботанических экземпляров. В XIX веке исследования в этой области приобрели особый размах. Немецкими специалистами было показано, что углы растительного ветвления подчинены именно этому принципу, обеспечивая оптимальную освещенность лиственного покрова деревьев. Ветвь отклоняется от ствола в среднем на угол 137,5±, в квадрат числа "золотого отношения" меньшей плотности 360±. Кстати, само число 137 поистине загадочное в своей универсальности.

Проанализировав, пластику лица человека (профиль, фас) и изображения животных, мы выявили, что угол древовидного ветвления - некий структурный инвариант не только для растений, но и для животных и человека. На нашем лике этот угол обрисовывает одновременно и профиль (с вершиной на кончике носа), и важнейшие лицевые точки - глаза, ноздри, рот; причем нетривиально расположение в картинной плоскости центра глаза, ноздри и середины рта практически вдоль одной прямой.

Каждый палец руки можно представить в виде древовидного ответвления от пальца соседнего, как от ствола. Наибольший раствор между пальцами составляет угол 42,5± (дополнение угла 137,5± до 180±), одновременно это латинская буква "V", или цифра "пять" - число пятипалости. Этот острый угол или его половина повторяются в запрокинутых к небу руках, в растворе ног, для лучшей опоры поставленных на ширину плеч, в следах птиц, в форме крыльев бабочек, в острие конических вершин многих раковин, крон хвойных деревьев, в геометрии русских шатровых церквей.

Числа в йоге. Рассмотрим теперь растрескивания от точки на неравные части некоей физически однородной плоскости. Оно будет целесообразным, как бы не разрушающим, лишь когда остается хотя бы память об исходном состоянии как сумме следствий, которые аналогичны друг к другу, и прежней целостности. Если членение плоскости простейшее - на две неодинаковые части, что углы растрескивания равны 137,5± и 222,5±, а это как раз древовидное "золотое" ветвление. Поэтому любые ветвящиеся структуры, будь то лицо человека, его руки, дерево и молния над ним, горная долина, где настигла стихия, разливающиеся вокруг бурные потоки - все это несет на себе печать гармоничной двуединой вписанности в окружающее, причем по всем направлениям, в любом объеме и безотносительно к виду Среды, где протекает то или иное природное действо, обязано ли оно проявлению живого, либо "косного" начала".