гороскоп

Луна в греческих мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в греческих мифах. В мифах мы, конечно, не найдем ни расчета лунной орбиты, ни определения массы или величины Луны. Но в древности и научные знания были тоже невероятно мифологизированы. Самая «правильная» в научном отношении Греция может служить прекрасной иллюстрацией того, как причудливо переплелись мифы и научные догадки.

Какой предстает Луна в греческих мифах

Создание Луны греки приписывали Зевсу, который, по словам легендарного Орфея, «смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной зовут бессмертные, а земные человеки - Меной. Много на ней гор, много городов, много жилищ». Селена и Мена - это греческие названия Луны.

За «жилища» греки принимали многочисленные лунные цирки - кратеры характерной округлой формы, хорошо заметные с Земли. В эпоху городов-государств лунные кратеры очень напоминали грекам земные города, обнесенные защитными стенами. По мнению греков, на Луне водятся страшные чудовища, одно из которых как-то сорвалось с Луны и упало на Землю.

Речь идет о знаменитом Немейском льве, которого победил неукротимый Геракл. Это чудище было заковано в броню и причинило людям немало бед. В мифах лунного льва называют демоном Селены. Между прочим, и в далеком Китае тоже есть мифы о чудищах с Луны.

Уфологи видят в описании этих страшных монстров реальные механические объекты, созданные инопланетянами. Впрочем, описание этих монстров вполне располагает к такому толкованию. Очень уж они похожи на разного рода машины. Но мы слегка отклонились от темы. Вернемся к древним грекам.

Греческие философы о Луне

Философов Древней Эллады очень интересовало, из каких пород сложена Селена. Философ Эпименид называл ее «горной землей», с ним соглашался и Фалес: Луна состоит из земли, то есть ничем от Земли не отличается. Пифагор именовал Луну «небесной землей», но что он имел в виду - мы достоверно не знаем: обычно под «землей» он подразумевал твердое вещество, то есть все, что не является водой, воздухом или огнем (по мнению древних греков, мир сформирован четырьмя стихиями).

О том, как пристально греки изучали Луну, можно судить по тому факту, что известный философ Анаксагор создал лунную карту, на которой были изображены горы, холмы, города, ущелья, впадины и даже овраги. От карты остались только описания. Но Плутарх утверждает, что она существовала. А Плутарху в этом вопросе можно доверять.

Кстати, Анаксагор был убежден, что Луна не имеет воды, а те впадины, которые потом средневековые астрономы нарекли морями, он называл сухими, то есть уровень знаний Анаксагора гораздо ближе к реальности, чем домыслы европейских ученых Средних веков. Считается, что эти знания были получены греками от египетских жрецов, которые хранили в своих храмах некие древние записи.

Луна - царство мертвых

Луна в греческих мифах. Известный древний ученый-астроном Птолемей составил описание лунной поверхности, запечатленное затем в трудах Плутарха. Луна считалась обителью мертвых, жилищем богини Персефоны, которая была дочерью Деметры и женой Аида, зиму проводила в подземном царстве, а летом появлялась среди живых.

Эта возрождающаяся, как природа, Персефона и владела царством мертвых, расположенным на Луне, которая, как говорит Плутарх, «граничит с полями Аида», то есть в небытии, по ту сторону жизни. «У эллинов говорится о богах, но не все правильно.

Так, например, хотя они дают правильные имена Деметре и Коре, они неправильно думают, будто оба эти божества пребывают совокупно в одном и том же месте. Ибо Деметра находится на земле и правит земными делами, а Кора помещается на Луне и властвует над делами Луны.

Она именуется и Корой, и Персефоной. Персефоной, как светоносная, Корой потому, что мы обозначаем этим словом зрачок глаза, отражающий лицо смотрящего, подобно тому, как на Луне отражается свет солнца. В рассказах о странствованиях и взаимных поисках этих богинь в виде загадки содержится истина; ведь, будучи разлучены, они стремятся друг к другу и часто соединяются в тени.

И не ложь, что Кора бывает то в небе и на свету, то во мраке и ночи; ошибка только в исчислении времени. Не по шесть месяцев, а раз в шесть месяцев мы видим, что земля, как мать, объемлет ее тенью, и лишь изредка это случается с ней раз в пять месяцев, так как ей нельзя оставить Аид, которому она служит пределом, на что намекнул и Гомер, сказав: „в Елисейские поля и пределы земли".

Там, где прекращает распространяться тень земли, он положил конец и предел земли. В эти поля не восходит никто злой и неочищенный; а добрые, перенесенные туда после кончины, ведут весьма легкую, хотя не блаженную и не божественную жизнь, пребывая там до второй смерти».

По словам Плутарха, лунная география похожа на земную, там есть свои горы и свои впадины. В одной из самых крупных впадин Птолемей расположил жилище Гекаты (одна из ипостасей Луны, связанная с магией; по преданию, Геката способна вызывать души мертвых), поскольку Луна - это обитель мертвых.

Кроме того, там Птолемей поместил еще и два ущелья, очень глубоких и длинных, по которым перемещаются души мертвецов с одной стороны Луны на другую. (По словам Плутарха: «Наибольшую из них [впадин] называют „укрытие Гекаты".

Там наказуемые души требуют и получают воздаяние за то, что они претерпели или совершили, ставши уже демонами. А два длинных [углубления] называются Вратами, ибо через них души переправляются то на сторону Луны, обращенную к небу, то опять на сторону, обращенную к земле. Обращенная к небу сторона Луны называется „Елисейскими полями", а обращенная сюда - „противоземной Персефоной"».)

Луна в греческих мифах. Либрации

Считается, что, изображая перемещения душ по узким расселинам, Птолемей пытался описать колебания Луны относительно своей оси, или либрации (смещения), благодаря которым Луна показывает нам иногда (правда, очень незначительно) часть невидимого с Земли полушария.

Ущелья, которые упоминает Птолемей, ныне именуются Морем Изобилия и Морем Нектара. Сама же либрация после Птолемея долго считалась домыслом и была заново открыта только Галилеем. Увидеть это явление без телескопа нереально, поэтому встает закономерный вопрос: откуда мог знать о либрациях Птолемей?

И вопрос этот ставит нас в тупик, ибо принято считать, что древние греки не знали телескопа. А если знали? А если они наследовали знания от погибшей более древней цивилизации? Вопрос этот оставим открытым.

Греки знали о Луне больше нас?

В описании лунной поверхности Птолемеем немало странного. Например, он упоминает о том, что вершины гор на Луне плоские и гладкие. Он пишет о цирках с плавными, сглаженными стенами. Но астрономы XIX века, уже имевшие телескопы, думали, что цирки имеют острые зубцы.

И если вы откроете любую из книг того времени, то лунные горы изображены с высокими зубцами, с острыми гранями. Только картинки с Луны, переданные на Землю спутниками, и фотографии, которые привезли астронавты, подтвердили правоту Птолемея: горы сглаженные, засыпанные слоем разрушенной метеоритами породы. Есть еще интересная деталь: по Птолемею, вокруг кратеров расположены узкие пурпуровые пояса. Долгие века над пурпуровыми поясами насмехался весь просвещенный научный мир. Еще бы: пурпуровые пояса в телескоп никто не наблюдал.

Однако, когда астронавты посетили Луну, они увидели... пурпуровые пояса. Это метровой ширины полосы, идущие по всей окружности цирков. Откуда бы знать о такой детали Птолемею? Плутарх упоминал, что ему показали рукописи, спасенные из разрушенного Карфагена. Этими рукописями пользовался и сам Птолемей...