гороскоп

Гадания в новый год Сагаалган

Культовая сторона праздника Сагаалган происходит в дацанах, в течение пятнадцати дней читаются молитвы, священные книги о здоровье и благополучии детей, чтобы Новый год оказался для всех живущих на Земле счастливым. 29 числа лунного календаря проводят обряд очищения огнем - «Дугжуубэ».

Обычаи и гадания в Сагаалган

Последний день старого года называется «бутуу удэр». Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых зажигается лампада именно в день перед Сагаалганом.

Совершается символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломается кость барана и извлекается из него мозг, открывается непочатая бутылка молочной водки. Сагаалганская пища - это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение, как способной содействовать процветанию и долголетию людей, как праздничная и самая престижная, включала блюда, довольно редкостные для повседневной жизни. Отсюда и особые требования к внешнему виду угощений и посуде.

При проведении мероприятий, посвященных Сагаалгану, необходимо обратить особое внимание на оформление зала: выставки книг и предметов материальной культуры, вернисаж картин местных художников и т.д. Нельзя забывать о красочных благопожеланиях, написанных на бурятском и русском языках и украшенных национальным орнаментом.

Игры - гадания в Сагаалган. В популярной новогодней игре хорло использовались 60 деревянных квадратных табличек: 48 представляли собой четырежды повторенные изображения животных 12-летнего цикла, а 12 табличек - трижды повторенные изображения круга (хорло), драгоценного камня (зэндэмэни), царя птиц - Гаруды и льва.

Последние 12 табличек обладали большей магической ценностью в этой игре, чем первые 48. Из всех табличек выкладывали 12 кучек по пять в каждой и делили между участниками игры, которых могло быть от двух до 12 и которые должны были из этих табличек выложить юрту.

Вначале шли в ход менее ценные таблички, по мере приближения к концу игры пускались в ход более ценные. Выигрывал тот, кто положил в центр, ассоциировавшийся с дымовым отверстием юрты, имевшую наивысшую ценность табличку с изображением хорло (таких было всего три).

© www.astromeridian.ru