гороскоп

Эрос и Психея в мифологии

«Что касается родственных божественных связей, Эрос, по мнению некоторых, самый старый и самый великий из богов». Бессмертный бог Эрос появляется на страницах произведений греческого поэта восьмого века до нашей эры Гесиода как одно из четырех первоначальных божеств.

Эрос и Психея в мифологии

Сын Хаоса, вылупившийся из яйца ночи, Эрос создает реальный мир. Аморфный и недосягаемый, он является отцом олимпийских богов и всех крылатых существ. Эрос, воспетый Гесиодом, не имеет тела и мало чем похож на образы, созданные в более поздних легендах.

Хотя физическая форма Эроса становится более отчетливой в последующих легендах, способность к слиянию объектов остается его изначальной и основной сферой деятельности. Это слияние редко обходится без разрушения. Гесиод писал:

«(Эрос), который разрушает физическую силу; который и в богах, и в людях убивает здравый смысл и сводит к нулю их проницательные планы».

Если физические характеристики Эроса получают дальнейшее развитие в греческой мифологии более позднего периода, то вопрос о его родителях является весьма спорным.

Считается, что он родился от Урана, бога звездного неба и Геи, матери земли. Он также изображается сыном Артемиды, лунной богини и Гермеса, покровителя лжецов.

Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис, хранительница радуги и Зефир, бог северного ветра. В финикийской мифологии первого тысячелетия до нашей эры он представляется сыном Хроноса и Аштарты.

Неизвестный во времена Гомера, греческий писатель Еврипид (480 - 406 гг. до н. э.) подробно описывает Эроса в своих творениях. Он предстает перед нами сыном Афродиты, молодым крылатым божеством, утонченным, прекрасным богом любви. Его непременными атрибутами являются лук и колчан со стрелами, которыми он по своему усмотрению пронзает сердца ни о чем не подозревающих людей.

«Крылатый, сверкающий золотыми доспехами Эрос пролетает над землей и ревущей морской пучиной, заколдовывая детей гор и моря, любое существо, созданное землей и согретое жарким солнцем, что в равной степени относится и к богам, и к простым смертным». (Еврипид)

Согласно некоторым данным, Эрос является обладателем двумя противоположными видами стрел. Стрелы первого вида окунаются в золото (солнце) и вызывают у своих жертв чувство безумной любви. Стрелы второго вида погружаются в свинец (Сатурн) и вызывают у своих жертв чувство отвращения, по силе равное любви. И в том, и в другом случае Эрос становится причиной хаоса.

Наконец в течение последних веков до нашей эры бог любви появляется в римской мифологии. Он представляется сыном Марса и Венеры по имени Купидон.

Он принимает образ смеющегося ребенка, с радостью пронзающего своими стрелами сердца ни о чем не подозревающих жертв. Он изображается с завязанными глазами, что указывает на необъяснимую природу любви.

Реакция жертв Купидона зависит от их характера. Жестокие и холодные сердца умирают; добрые сердца могут разбиться, но затем излечиваются любовью. Одной из особенностей природы эротической любви является то, что преобразование ее участников происходит согласно их собственным натурам.

Эти изменяющиеся формы Эроса представляют собой попытку преобразовать непостижимую силу любви в доступную, обладающую человеческими чертами фигуру. Юнг писал об Эросе следующее:

«Эрос считался богом любви, чья божественность была выше человеческого сознания. Соответственно, его невозможно ни понять, ни представить. Я мог бы рискнуть и приблизиться к нему, но я не могу справиться с задачей, которая состоит в том, чтобы найти язык, должным образом выражающий неисчислимые парадоксы любви».

История любви Эроса и Психеи

Некоторые из этих неисчислимых парадоксов представлены в истории любви Психеи и Эроса, которая была написана Лусием Апилесом в 170 году нашей эры. Рассказ начинается с того, что Психея попадает в беду. Она нечаянно навлекла на себя гнев Афродиты тем, что была девушкой необыкновенной красоты.

Дошло до того, что народ из соседних королевств начал сравнивать внешность Психеи с внешностью самой богини любви, и сравнение было не в пользу последней.

Разгневанная Афродита начинает строить планы мщения. Она обращается к Эросу, своему сыну, который должен пронзить сердце Психеи стрелой с тем, чтобы она влюбилась в какое-нибудь злобное существо.

Но Эрос так удивлен ее красотой, что случайно натыкается на одну из своих собственных стрел. В ту же минуту он влюбляется в Психею и забирает ее в свой волшебный дворец. Хотя к ней относятся как к королеве, исполняют все ее желания, она должна подчиняться определенным правилам жизни с богом любви.

Психее не разрешается видеть лицо Эроса. Она не имеет права знать, кто он. В конце концов, Психея не выдерживает и предает Эроса, украдкой взглянув на него, пока тот спит.

Пораженная его могуществом, она падает на одну из стрел Эроса и безнадежно влюбляется в него. Эрос приходит в бешенство и покидает Психею. Доведенная до отчаянья Психея обращается с молитвой к Афродите, которая отвечает ей рядом жестоких заданий.

Выполнив все, кроме последнего, Психея в последний момент терпит неудачу. В это время Эрос выходит из своего мрачного настроения и спасает Психею. На этот раз Зевс гарантирует ей бессмертие, и они с Эросом играют свадьбу на горе Олимп, где присутствуют все боги и богини. Агония, восторг, безысходность - таковы испытания эротической любви.

Платон называл Эроса великим божеством, распределителем судьбы. Он чувствовал, что любовь - это движущая сила Вселенной, и когда к ней прикасается этот бог, зажигаются сердца, рушатся империи, начинаются войны, и мир меняет свой облик. В книге эмблем Алькаито мы видим Эроса, разрывающего небеса на две части, демонстрируя, таким образом, силу эротической любви.

Крылатый бог разбил молнию. Отныне любовь демонстрирует нам, что есть огонь сильнее огня.

К. Фальконе
перевод из «Dell Horoscope», № 69, от 2 февраля 2003 г.
автор публикации: астролог Ким Фальконе, США

Статья запрещена к переопубликации и копированию.
Все права на данный материал сохраняются за сайтом «АстроМеридиан».



РЕКОМЕНДУЕМ